Поиск

Реклама

Администратор сайта



  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом

В.Т. Батычко
История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

25. Особенности становления исламской теократической монархии

Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования впоследствии Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка»), обладавших всей полнотой как духовной, так и светской власти. Первые четыре халифа, так называемые «праведные халифы», подавили недовольство исламом среди определенных слоев общества и завершили политическое объединение Аравии. В VII — первой половине VIII вв. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франкского раннефеодального государства, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

В истории Арабского халифата обычно выделяют два периода, которые соответствуют основным этапам развития арабского средневекового общества и государства: дамасский период правления Омейядов (661—750); багдадский период правления Аббасидов (750—1258).

На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал великий визирь (первый министр). К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны: диван военных дел, диван внутренних дел (финансовый и налоговый контроль), диван почтовой службы (почта, а также тайная полиция) и др.

Что касается местного управления, сначала существовала старая система самоуправления, сохранившаяся с доисламских времен в покоренных арабами землях. Со временем территория халифата была разделена на провинции, управляемые военно-административными наместниками халифа — эмирами, которым помогали наибы.

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Верховным судьей считался глава государства — халиф. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) с обширными полномочиями. Судебное решение кади мог пересмотреть только халиф.

Со временем светская власть халифа стала ограничиваться, с одной стороны, великим визирем, а с другой — главным кади. Стали усиливаться сепаратистские тенденции в провинциях, особенно отдаленных. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших хотя бы духовный авторитет халифа, но перестававших перечислять налоги в казну халифата, создававших свои армии.

Распад халифата на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье — привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

Предыдущая