В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах

Таганрог: ТРТУ, 2005.

Предыдущая

2. Вопросы по теории права

2.7. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды

Нормативные правовые акты многочисленны и разнообразны, они принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут находиться между собой в противоречии. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Система законодательства и система права взаимосвязаны, но не тождественны. Правотворческий орган, принимая нормативный правовой акт, должен учитывать структуру права, место занимаемого акта в системе права и законодательства. Знание системы права дает ориентиры в системе законодательства, помогает при решении конкретных правовых вопросов, поиску требуемого нормативного акта, который зависит от состояния законодательства, его систематизации.

Структура законодательства отражает не только систему права, но и ступенчатую систему нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу. Упорядочение законодательства требует учета особенностей его структуры, зависит от четкости определения компетенции правотворческих органов, определенности наименований и юридической силы нормативных правовых актов, их места в правовой системе. Трудности упорядочения законодательства усугубляются тем, что не всегда четко согласованы между собой источники права. В одном нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права. Работа по упорядочению законодательства, приведению нормативных правовых актов в согласованную, единую систему составляет суть систематизации.

В нормативных правовых актах отражается состояние общества, особенности его развития, быстрый темп которого с особой остротой ставит задачу упорядочения законодательства, приводя его в соответствие с новыми условиями, потребностями.

Главная причина, требующая систематизации нормативных актов, в их количестве, несогласованности, затрудняющих и правотворчество, и реализацию норм права. Систематизация необходима и для устранения пробелов вправе.

Систематизация нужна не только для удобства обозрения источников права, ориентации в системе законодательства, она нужна правотворческим органам при принятии новых нормативных актов, для согласованности между всеми нормативными правовыми актами, Ликвидации повторений, решения вопросов об устаревших актах, поиска наиболее эффективных средств нормативного правового регулирования.

Систематизацию законодательства можно определить как деятельность компетентных государственных органов по упорядочению и совершенствованию нормативных правовых актов с целью приведения их в единую систему и более удобного практического их использования и развития права.

Работа по систематизации законодательства проводилась во многих странах и в разные эпохи. Так, византийский император Юстиниан (VІ век) провел кодификацию римского права, в которой отразились происходящие изменения в общественной жизни и стремление способствовать централизации государства. В царской России яркими результатами систематизации законодательства, проведенной в начале XIX века, были Собрания и Свод законов Российской империи. Несколько раз в послеоктябрьской истории нашей страны проводились работы по систематизации законодательства и в республиках, и в масштабах СССР.

Задачи упорядочения законодательства решаются различными субъектами и разными способами.

В зависимости от субъекта, проводящего упорядочение законодательства, различают официальную и неофициальную систематизацию. Официальная систематизация проводится государственными органами самостоятельно или по заданию. Неофициальная систематизация может быть проведена любым субъектом (негосударственной организацией, группой ученых, отдельным гражданином).

В зависимости от степени охвата материала (нормативных правовых актов) систематизация может быть общей, отраслевой и специальной. Примером общей систематизации являются Своды законов, Своды законодательства, Собрание законодательства. Примером отраслевой систематизации являются различные сборники нормативных актов, относящихся к одной отрасли права, например сборник законов о труде. Специальная систематизация может быть ориентирована на изучение, обобщение норм какого-то конкретного института права, комплексных межотраслевых правовых норм.

Самостоятельными формами систематизации являются: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

1. Учетом нормативно-правовых актов называется сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

В России учету подлежат:

-  федеральные конституционные законы;

-  федеральные законы;

-  нормативные указы Президента РФ;

-  акты федеральных органов исполнительной власти;

-  законы субъектов РФ;

-  акты соответствующих органов местного самоуправления;

-  нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;

-  постановления Конституционного Суда РФ.

Наиболее распространенными разновидностями учета считаются:

а)  журнальный учет по хронологическому и алфавитно-предметному принципу;

б)  картотечный учет с созданием системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативных правовых актов;

в)  поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативных правовых актов;

г)   автоматизированный учет законодательства с помощью компьютера (автоматизированные информационно-поисковые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс».

2. Инкорпорации - простая форма систематизации, в процесс е и результате которой нормативные правовые акты упорядочиваются без внесения в них изменений, поэтому ее еще называют внешней обработкой законодательства.

Инкорпорация может быть проведена на хронологической основе, а также по предмету и методу правового регулирования (отраслевая или по институтам). В итоге подготавливаются единые сборники либо норм одной отрасли права, либо одного или нескольких институтов права, либо по одной про6леме. Инкорпоративной систематизацией могут быть охвачены нормативные правовые акты одного или группы правотворческих органов или всех таких органов. Таким образом, инкорпорация по содержанию разнообразна.

По субъектам инкорпорация разграничивается на официальную и неофициальную. Основанием для официальной инкорпорации может быть запрос нормотворческого органа, нуждающегося в полной информации по нормативному регyлированию определенных общественных отношений. Официальная инкорпорация имеет место в процессе официального опубликования нормативных правовых актов. Примером официальной инкорпорации является издание сборников нормативных правовых актов в хронологическом порядке. К их числу относится еженедельное издание Собрания законодательства РФ, в котором публикуются: в разделе 1 - федеральные конституционные и федеральные закон в разделе 2 - акты палат Федерального Собрания РФ; в разделе 3 - указы и распоряжения Президента РФ в разделе 4 постановления и распоряжения Правительства РФ; в разделе 5 - решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции и соответствии ей законов, нормативных актов Президента, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов. Каждый акт имеет свой номер (номер статьи сборника), что способствует более эффективному использованию, правореализации.

Неофициальная инкорпорация может быть проведена любым другим субъектом без специального поручения. Ее может провести издательство, публикуя, например, сборник актов о льготах участников войны, о налогах и т.д. В результате такой инкорпорации не появляется новый источник права.

Инкорпорации имеют разновидности, зависящие от способа систематизации. Простая инкорпорация означает объединение в разные сборники действующих (или уже отмененных) нормативных актов без всяких изменений в их тексте. Сложная инкорпорация может быть связана с подготовкой нового сборника, в который включаются нормативные акты с учетом внесенных в них соответствующим правотворческим органом последующих изменений (отмены, дополнений, иной редакции).

При инкорпорации нормативные правовые акты сохраняют силу с момента их принятия. При реализации норм инкорпоративных правовых актов нужна ссылка не на сборник, а на нормативный правовой акт.

3. В процессе инкорпорации могут быть объединены разрозненные акты по одному вопросу. Некоторые ученые называют это консопидацией. При такой инкорпорации материал распределяется в определенной логической последовательности, подвергается редакционной обработке без внесения изменений по существу. Эта форма систематизации предполагает объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной, систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Такая систематизация принята не во всех странах. Широкое распространение она получила во Франции, Великобритании. В России она не применяется.

4. Кодификация в отличие от инкорпорации является сложной формой систематизации, которая направлена на создание нового сводного нормативного акта. Кодификация представляет собой не только систематизацию, но и разновидность правотворческой деятельности, обеспечивающей упорядочение правового регулирования определенных общественных отношений путем издания единого внутренне согласованного нормативного правового акта.

Предметом упорядочения являются не просто нормативные акты (как при инкорпорации), а правовые нормы, поэтому кодификация создает новый нормативный правовой акт.

Результатом кодификации может быть сводный нормативный акт, в котором впервые регулируются новые области общественных отношений.

Кодификация может осуществляться на базе отрасли или подотрасли права, но всегда должна иметь предметное единство. Она обеспечивает самый высокий уровень обработки нормативного материала, включающего и общие положения, и дефиниции, и нормы права. Природа кодификационных актов обуславливает возможность таких структурных элементов сводного акта, как общая и особенная части.

Кодификация может быть только официальной и проводиться в установленном законом порядке и в заданных пределах. Результаты кодификaции должны быть рассмотрены и утверждены компетентным правотворческим органом.

Кодификации могут подвергаться нормативные акты разной юридической силы. Реализация норм права, подвергнутых кодификационной систематизации, должна при правоприменении сопровождаться ссылкой на кодификационный акт.

В процесс е кодификации нормы права подвергаются не просто внешней обработке, а переработке их содержания, устранению устаревших норм, излишней их множественности, казуистичности, фрагментарности, противоречий. При кодификации закрываются пробелы в праве, изменяется редакция норм, структура и тексты нормативных правовых актов. Кодифицированные нормативные акты более доступны для широкого круга субъектов, облегчают толкование, другие проблемы правореализации.

В процессе кодификации могут быть решены разные задачи систематизации. Кодификация может охватывать нормы лишь отрасли права, комплексной регламентации, но может быть генеральной, полной, охватывающей нормы права всех отраслей, как это имеет место при принятии Свода законов.

Кодификация существенно способствует совершенствованию законодательства, повышению его эффективности, развитию правовой культуры.

Предыдущая

Поиск

Реклама