Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах

Таганрог: ТРТУ, 2005.

Предыдущая

1. Теория государства

1.5. Причины и закономерный характер возникновения государства и права (материалистическая концепция)

Государство возникает на определенной ступени развития человеческих сообществ, когда родоплеменной строй с его коллективным укладом хозяйства и общественным самоуправлением перестает соответствовать потребностям развивающихся общественных отношений. К образованию государства приводят разнообразные экономические, природно-климатические, социальные, гуманитарные факторы.

Главный из них — постепенный переход от присваивающего к производящему способу производства, так называемая неолитическая революция. Этот процесс связан, прежде всего, с появлением и развитием земледелия как основного источника существования. Далее следуют три крупные разделения труда:

1) отделение скотоводства от земледелия;

2) выделение ремесел (металлургия, ткачество, керамика, металлообработка) как самостоятельных видов производства;

3) развитие товарообмена и возникновение купечества.

Производящая экономика привела к радикальному уменьшению энергетических затрат на жизнеобеспечение сообществ, способствовала совершенствованию орудий и способов производства, приобретению новых производственных навыков. Как следствие — специализация производства, рост производительности труда, образование излишек продуктов, так называемого избыточного продукта. Источники питания приобретают стабильный, постоянный характер. Постепенно ослабевает зависимость человека от окружающей природной среды. Образуются крупные территориальные центры — города.

Растет численность населения. Совершенствуются культура, нравственность. Возникновение письменности делает возможным материальное фиксирование мифов, обычаев, правовых и религиозных норм. Повсеместный отказ от инцеста (кровосмешения) способствует качественному развитию человеческих сообществ. Человек становится преобладающим биологическим видом на планете.

Производящая экономика обусловливает переход от кочевого к оседлому образу жизни. Зачем сутками гоняться за зверем, если можно спокойно вырастить его на собственном земельном участке? На смену кровнородственной приходит соседская община, где индивидов связывают помимо кровных уз и территория проживания. Общая, коллективная собственность рода постепенно трансформируется в частносемейную собственность. Земля закрепляется за соседской общиной, а затем перераспределяется между отдельными патриархальными семьями. Совместный труд уступает место труду отдельных семей. Возникает рабство. В частносемейном владении помимо земли оказываются скот, инвентарь, постройки, позднее — рабы. Зарождаются и получают развитие товарообменные отношения.

Социальная структура сообществ усложняется. Ранее община была монолитным целым, единой семьей. Она коллективно противостояла внешним угрозам. Теперь, после тысячелетий равенства в бедности, сообщества начинают дифференцироваться по имущественному и социальному признаку. В недрах групповой, коллективистской психологии и морали зарождается индивидуальное самосознание. Человек начинает осознавать собственные (семейные) интересы и потребности, отделяя их от общегрупповых интересов общины как единого целого. Начинаются внутриобщинные конфликты, которые не в силах урегулировать средства общественного самоуправления.

Избыточный продукт позволяет освободить отдельных индивидов от участия в материальном производстве для специализации на выполнении общественно значимых функций. Зарождается чиновничество как особая группа людей, на профессиональной основе осуществляющая управленческую деятельность.

Процесс концентрации богатства, его накопление в узком привилегированном слое сопровождается слиянием богатства и власти. В отличие от первобытной эпохи власть теперь дает значительные преимущества и привилегии, прежде всего в плане обогащения. Все это приводит к наследованию должностей. Большая часть общинников постепенно отстраняется от участия в управлении обществом.

Обычай уступает место целенаправленному нормотворчеству. Социальные нормы вырабатываются уже не общим собранием рода, а родоплеменной знатью. Добровольность подчинения сменяется необходимостью навязывания властной воли, принуждением. Рост недовольства общественным (прежде всего имущественным) расслоением внутри общины приводит власть имущих к осознанию необходимости освящения и защиты частной собственности от посягательств.

Чтобы уберечь общество, сотрясаемое внутренними противоречиями, от распада и обеспечить, с одной стороны, социальную стабильность, а с другой — интересы правящей знати, человечество от первобытного самоуправления переходит к новой форме властной организации — государству.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, которое позволяет содержать государственный аппарат.

Основные причины появления государства:

-  необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;

-  необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей;

-  необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

-  необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен;

-  необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.

Предыдущая