В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах

Таганрог: ТРТУ, 2005.

Предыдущая

1. Теория государства

1.16. Форма правления: понятие и её виды

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Критериями разграничения форм правления являются:

-  порядок замещения должности главы государства;

-  объем полномочий главы государства;

-  распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом);

-  ответственность высших государственных органов.

Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Республика и монархия являются древнейшими институтами, которые существовали еще на заре цивилизации и продолжают существовать поныне. Первоначально (Древний мир, Средние века) большее распространение получили монархии. Республики (например, Рим, древнегреческие полисы, Венеция и др.) были скорее исключением из правил.

Со времен Великой французской революции в мире и Европе началось распространение республиканской формы правления. В ряде крупнейших и исторических монархий – России, Германии, Австрии, Турции, Франции, Италии, Бразилии и др., - как правило революционным путем, монархии были свергнуты и установлены республики. Республиканскую форму правления предпочло большинство освободившихся от колониальной зависимости «молодых» государств Азии и Африки.

Остальные государства, сохранившие монархию, как правило, сильно трансформировались и приблизились к республикам (конституционные монархии).

В настоящее время и монархии, и республики имеют свои разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархия отличается следующими признаками:

-  главой государства является монарх;

-  власть монарха передается по наследству;

-  деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

-  монарх не избирается народом;

-  отсутствие юридической ответственности монарха;

-  монарх не может быть принудительно смещен с должности.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной, парламентской, дуалистической).

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору т.п. В абсолютных монархиях, как правило, отсутствует высший законодательный и представительный орган (парламент). Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им осуществляются все назначения и принимаются государственные решения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви.

Абсолютными было большинство монархий древности и Средних веков (Древний Египет, Китай, Вавилон, Персия и др.). Абсолютистский строй существовал также в новое и новейшее время (ХVI – ХХ вв.) в таких странах, как Франция, Россия.

В современном мире в качестве примера абсолютной монархии можно привести Оман, Бруней, Саудовскую Аравию. Современные абсолютные монархии, как правило, имеют маленькую территорию, небольшое количество населения и огромные природные запасы (обычно нефть). В таких странах имеет место высокий уровень экономического развития, чрезмерный годовой доход на душу населения, развитая система многообразной социальной помощи.

В силу данных факторов, а также религии и традиций жители указанных государств аполитичны и в своем большинстве согласны с существующей в этих странах абсолютной монархией.

Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом, и это конституционно закреплено (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Парламентарной монархия характеризуется следующими признаками:

-  наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент правительство и др.;

-  парламент избирается народом;

-  правительство формируется и несет ответственность перед парламентом;

-  имеет место разделение властей;

-  монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер (принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и т.д.);

-  лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания), однако на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Конституционная монархия – результат многовековой борьбы народов за ограничение абсолютной власти монархов. Данная форма монархии, с одной стороны, наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку в конституционной монархии развит парламентаризм, соблюдаются права и свободы человека, регулярно, по результатам выборов, меняется правительство.

С другой стороны, монарх, приготовленный для выполнения своей роли с детства, придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность и поколений и эпох, препятствует радикализму, выступает арбитром в случаях возникновения разногласий в обществе (не дает обществу расколоться), не дает резко развернуть политический курс, выступает высшей инстанцией, которая в любой момент может повлиять на ситуацию в стране.

Таким образом, конституционная монархия по своей сути очень близка к республике, воплотила в себе многие лучшие республиканские черты. В то же время институт монархии избавляет эти государства от многих крайностей, присущих республикам, кризисов, снижает остроту борьбы за власть (поскольку ни одна партия, ни одна личность не может захватить власть, весь авторитет, стать выше монарха), придает данным странам дополнительную устойчивость и стабильность.

В настоящее время конституционными монархиями являются наиболее развитые и стабильные государства как в Европе (почти половина западноевропейских стран – членов Европейского Союза), так и на других континентах: Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Голландия, Канада, Бельгия, Австралия, Дания, Япония и др.

Дуалистическая монархия носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

-  наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти – парламента и правительства;

-  назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

-  назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;

-  монарх выполняет функции реального главы государства.

Дуалистические монархии были распространены в конце ХІХ – начале ХХ в. (в период буржуазно-демократических революций), в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Примеры дуалистической монархии сегодня: Непал, Кувейт, Иордания, Таиланд.

Особой разновидностью монархий являются выборные монархии, в которых существуют монархическая форма правления, но сам монарх избирается. Выборная монархия существовала в средневековой Польше (Речи Посполитой) – король пожизненно избирался сеймом из числа представителей высшей государственной элиты либо из числа иностранных монархов. В настоящее время к таким государствам относятся 2 государства:

-  Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федерация 7 княжеств. Эмир федерации, официально именуемы президентом, избирается на 5-летний срок семью эмирами входящих в состав ОАЭ эмиратов из их числа;

-  Малайзия – федерация 9 султанатов (княжеств) и 4 республики. Верховный правитель избирается султанами 9 входящих в федерацию султанатов на 5-летний срок.

Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского res publica – общенародное дело).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборным органами, избираемыми населением на определенный срок.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

-  высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом);

-  деятельность данных органов ограничена определенным сроком;

-  имеет место разделение властей – на законодательную, исполнительную и судебную.

Республики делятся на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные виды республик.

Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства.

Можно выделить следующие признаки президентской республики:

-  и официальным, и фактическим главой государства является президент;

-  президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль при осуществлении власти в стране;

-  президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;

-  президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента);

-  президент возглавляет правительство;

-  правительство отвечает перед президентом;

-  президент является верховным главнокомандующим;

-  президент имеет право вето на законы принятые парламентом;

-  президент имеет право создавать нормативные и ненормативные акты;

-  президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);

-  президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства наций.

Примеры президентской республики – США, Россия.

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.

Парламентская республика имеет следующие признаки:

-  парламент является важнейшим из органов государственной власти;

-  правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;

-  правительство ответственно перед парламентом;

-  фактическим главой государства является глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии победивший на выборах);

-  в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент – номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия.

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. Основными признаками смешанной республики являются:

-  президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

-  наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;

-  и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;

-  правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

Примерами парламентско-президентских республик являются: Франция, Украина.

Наряду с парламентской, президентской и смешанной республикой существуют и нетрадиционные (не вписывающиеся в эту схему республики. В качестве примера можно привести СССР, некоторые соцстраны.

в зависимости от того, кто формирует правительство и руководит ним.

Отличительными чертами советских республик являлись:

-  наличие особых органов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями («Вся власть Советам»);

-  наличие единой соподчиненной иерархии советов «во главе» с Верховным Советом;

-  советы не являлись классическими представительными органами и были органами, «выражавшими волю трудящихся», то есть непосредственно волю масс, их избравших;

-  наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутатов);

-  отсутствие четкого разделения властей;

-  пост президента либо отсутствовал вообще, либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия);

-  главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и других государственных органов.

К нетрадиционным республикам можно отнести и республики народной демократии, очень близкие по своей сути к советским.

Предыдущая

Поиск

Реклама