Поиск

Реклама

Администратор сайта



Вл.Т. Батычко
Уголовное право. Особая часть

Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

Предыдущая

Лекция 18. Преступления против порядка управления

18.7. Посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав

Самоуправство (ст. 330 УК РФ). Реализация гражданами своих прав и свобод связана с исполнением соответствующих обязанностей другими организациями или лицами и поэтому нередко затрагивает их интересы. Чтобы соблюдался баланс законных интересов различных участников отношений, государство устанавливает определенный порядок (процедуру) осуществления прав — либо посредством обращения за их защитой в органы власти, либо непосредственно собственными действиями управомоченных лиц.

Соблюдение процедур особенно важно, если само право оспаривается другой стороной, в связи с чем, необходимо третейское разбирательство, ибо еще со времен древнего Рима известно правило: «Никто не может быть судьей в собственном деле». Лица, которые самовольно, вопреки установленному порядку осуществляют свое право, по существу, присваивают себе функции властных органов и тем самым причиняют вред их нормальной деятельности, а нередко также законным правам и интересам других граждан и организаций. Поэтому в ст. 330 УК РФ предусмотрена ответственность за самоуправство.

Основным объектом преступления является установленный порядок осуществления прав, а также интересы организаций или лиц, которым причиняется вред.

Объективная сторона заключается в самовольном, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином.

Такие действия могут быть многообразны, но чаще всего касаются имущественных прав: лицо изымает чужие ценности с целью обеспечить возврат долга или возместить ущерб, вселяется в спорную квартиру или выселяет из нее других граждан и т.д.

Непременным признаком состава является самовольный характер действий, т.е. они совершаются с нарушениями установленного порядка (долг следовало взыскать через суд и т.д.). Другой признак — оспаривание правомерности действий со стороны тех лиц, в отношении которых они совершены. Несогласие может касаться либо оснований требования (потерпевший вообще не признает долг, в возмещение которого у него были изъяты ценности), либо порядка удовлетворения требования (потерпевший признает долг, но отказывается добровольно вернуть его).

Поскольку в ст. 330 УК РФ не говорится об осуществлении виновным исключительно своего права, то преступление может быть совершено и при самовольном осуществлении прав других лиц (например, по их поручению или просьбе).

Состав самоуправства — материальный, так как в его диспозиции прямо указано на наступление последствий — существенного вреда. По данному признаку уголовно наказуемое самоуправство отличается от аналогичного административного проступка, ответственность за который предусмотрена в ст. 19.1 КоАП РФ. Существенность вреда — оценочный признак, его устанавливает суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Уголовная ответственность за самоуправство не наступает, если имелись обстоятельства, исключающие преступность деяния, например состояние крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) либо самозащита гражданских прав, допускаемая в соответствии со ст. 14 ГК РФ. При этом самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный.

С субъективной стороны самоуправные действия совершаются только умышленно. Виновный считает, что обладает каким-либо правом, осознает, что оно оспаривается другим лицом, и желает осуществить это право с нарушением установленного законом порядка.

Именно по наличию права и осознанию его виновным самоуправство отличается от других преступлений, в первую очередь от внешне сходных с ним хищений чужого имущества.

Субъект самоуправства — только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста; подобные действия должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, расцениваются как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение (ст. 201, 203, 285, 286 УК РФ).

В ч. 2 ст. 330 предусмотрено квалифицирующее обстоятельство — совершение самоуправства с применением насилия или с угрозой его применения. Поскольку в законе характер насилия не раскрывается, то имеется в виду любое насилие. Однако из сопоставления санкций следует, что ч. 2 ст. 330 охватывает только насилие в виде вреда здоровью средней тяжести, легкого вреда, иных насильственных действий и истязания без квалифицирующих обстоятельств. В случае же причинения тяжкого вреда здоровью или истязания, например с применением пытки, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 111 или ч. 2 ст. 117 УК РФ.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агент (ст. 330.1 УК РФ). Статья ведена Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ[169]. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает установленный порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, регламентированный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Объект преступления - отношения, обеспечивающие исполнение некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлена обязанность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, предоставлять документы для государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом. На основе этого Закона Министерством юстиции РФ издан Приказ от 30.11.2012 № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2012 № 25980), которым утвержден Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, определены требования к ведению и содержанию реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Согласно п. 9 Приказа основанием для внесения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое на основании заявления о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, вносятся в виде записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Предмет преступления - документы, содержащие сведения для записи в реестре.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме бездействия.

Состав по конструкции объективной стороны формальный. Преступление считается оконченным при установлении факта злостного уклонения от исполнения обязанностей. Под злостным уклонением понимается систематическое (то есть два и более раза) уклонение от исполнения обязанностей, т.е. активное, без уважительных причин бездействие лица, обязанного предоставлять необходимые документы.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает противоправность своего бездействия и желает так поступать и дальше.

Субъект преступления специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, являющееся руководителем или учредителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (ст. 330.2 УК РФ). Статья введена Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ[170]. В целях учета граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иного государства, а также граждан, обладающих статусом постоянных жителей иностранного государства законодательством РФ устанавливается обязанность по уведомлению государства о наличии у них соответствующих форм политико-правовой связи. Установление настоящей обязанности обусловлено тем, что поскольку в данном случае лицо находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Одновременно возложением обязанности по уведомлению гражданами Российской Федерации о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в законодательстве Российской Федерации устанавливается уголовная и административная ответственность:

Обязанность по уведомлению Российской Федерации возлагается на граждан Российской Федерации и законных представителей граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, в случае у них наличия:

- гражданства иностранного государства;

- вида на жительства;

- иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

При этом обязанность по уведомлению возникает в отношении каждого случая приобретения гражданином иностранного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации, имеющим гражданство иностранного государства или документа, подтверждающего его право постоянного проживания на территории иностранного государства, гражданства третьего государства или указанного документа уведомление подается вновь в соответствующем порядке.

Исключениями из установленной обязанности по уведомлению являются случаи, установленные международным договором Российской Федерации или федеральным законом. От выполнения настоящего обязательства также освобождаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Объектом преступления выступает установленный порядок учета лиц имеющих помимо гражданства РФ гражданство (подданство) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Объективная сторона преступления заключается в неисполнении лицом установленной законодательством РФ обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Такое уведомление должно быть подано в в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает противоправность своего бездействия и желает так поступать и дальше.

Субъект преступления специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, получившее гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

 



[169] Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4172.

[170] Федеральный закон от 4 июня 2014 г.№ 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.

Предыдущая