Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Предыдущая

Тема 2: История развития уголовно исполнительного законодательства

2.1. Пенитенциарная система дореволюционной России

Тюрьмоведение, по общему признанию большинства русских ученных конца XIX – начала ХХ в., зародилось и первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права.  И только в 20-х годах ХХ века стал использоваться термин «пенитенциарная наука».

Разработка правовой базы российской тюремной системы в основном осуществлялась в течение 30-90 годов XIX века. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909 г.).[6]

Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 г., который в свою очередь вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804 г., Петербургской 1819 г.), регламентировавших некоторые вопросы организации тюремного быта, и Общей тюремной инструкции 1831 г., впервые в истории Российского государства объемно и всесторонне определившей деятельность системы мест заключения, порядок и условия отбывания арестантами наказания, формы и методы пенитенциарно-карательного воздействия на них.

Общеизвестно, что изменения общественно-политических и социально-экономических отношений, внутренняя криминогенная обстановка в государстве вызывает потребность в совершенствовании уголовных наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, что неизбежно приводит к корректировке системы их исполнения. Российское государство с такой ситуацией столкнулось на рубеже XIX-XX столетий.

В законе от 11 декабря 1879 года были определены основные начала преобразования карательной системы государства, в основу которой были положены следующие виды уголовных наказаний:

1)  смертная казнь;

2)  каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение;

3)  ссылка на поселение без срока;

4)  заключение в исправительном доме,

5)  заключение в крепости;

6)  заключение в тюрьме;

7)  арест;

8)  денежная пеня.[7]

Уголовное уложение 1903 года практически без изменения включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенных Законом от 11 декабря 1879 года, заменив лишь денежную пеню на денежный штраф[8].

В указанных уставах о содержащихся под стражею с учетом изменения системы видов уголовных наказаний и основных направлений реформы тюремной системы 1877-1879 годов, а также изменения ее ведомственной принадлежности – передачи в 1895 году из подчинения Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции, раскрывается понятие содержание под стражею

Содержание под стражею понимается:

1)  как мера пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений и проступков;

2)  как мера исправления и наказания;

3)  как мера, применяемая к неисправным должникам;

4)  как мера, применяемая в отношении пересыльных арестантов.

Для обеспечения реализации указанных целей в гражданском ведомстве создается система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, который включает: 1) помещения для подвергаемых аресту; 2) арестантские помещения при полиции; 3) тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки; Санкт-Петербургская тюрьма, Московская исправительная тюрьма; 4) исправительные арестантские отделения;  5) тюрьмы для содержания осужденных к каторжным работам; 6) пересыльные тюрьмы.

Примечательно, что из вышеописанной системы управления местами заключения закон выделял отдельные места заключения, расположенные в городах Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве, соподчиненность и порядок регулирования деятельности, которых отличались от общего правила: они находились в ведении санкт-петербургского и московского губернаторов по принадлежности. Для наблюдения за местами заключения в этих городах учреждались особые наблюдательные комиссии в составе представителей, избираемых городскими думами, лиц прокурорского надзора, членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов назначаемых Министром юстиции Сложность комплектования и закрепления кадров надзора вызывала необходимость установления законом ряда льгот, которые обеспечивали моральный и материальный интерес продолжения службы в тюремной системе. Тюремные надзиратели освобождались от призыва из запаса в армию и в действующие команды флота, а также службы в государственном ополчении. При условии безупречной службы в тюремной страже в течение пяти лет, назначенный им оклад содержания увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался за дальнейшую службу двойной оклад содержания.

К числу органов управления тюремной системой государства Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею относит также Общество Попечительное о тюрьмах, учрежденное императором Александром I в 1819 году по образу и подобию Британского библейского общества.  Перед Обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось указанными в его уставе средствами: ближайшим и постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; занятием их приличными упражнениями и заключением провинившихся или буйствующих из них в уединенное место[9].

Устав Общества Попечительного о тюрьмах, в редакции 1890 года, с изменениями и дополнениями, внесенными в него до 1909 года, ставил перед Обществом задачи улучшения нравственного и физического здоровья арестантов, для решения которых  оно в свое распоряжение получало из казны деньги, отпускаемые на содержание заключенных тюрем.

Согласно уставу Общество Попечительное о тюрьмах находилось под непосредственным покровительством Императора и учреждалось при Министерстве юстиции. Устав определял организационно-управленческие структуры Общества, обязанности его комитетов, отделений и их директоров, а также условия и порядок их работы.

Уставы о содержащихся под стражею, выделенные в рассматриваемом Своде в отдельный раздел, в соответствующих главах детально регламентируют порядок и условия организации исполнения уголовных наказаний в помещениях для подвергаемых аресту; при содержании под стражею при полиции в тюрьмах;  при содержании под стражею приговоренных к заключению в тюрьме за преступления и проступки; при содержании неисправных должников; при содержании в исправительных арестантских отделениях.

Характерной особенностью российского законодательства в сфере уголовного наказания и его исполнения являлось наличие рядя правовых актов, нормы которых нередко имели в своей основе один и тот же предмет регулирования, а именно организацию исполнения мер уголовного наказания. Пример тому – Устав о ссыльных издания 1909 года, который, являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с уставами о содержащихся под стражею, особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы ссыльнокаторжных.

Устав о ссыльных устанавливает два вида исполнения уголовных наказаний в виде ссылки за преступные деяния: 1) ссылку в каторжные работы и 2) ссылку на поселение в местности, определяемые судебными приговорами и административными органами по месту ссылки. В этой связи ссыльные подразделялись на ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев. Кроме того, в законе особо выделялась категория арестантов, к которой относились бродяги, в отношении их принимались крайне суровые меры. После отбытия наказания в исправительных арестантских отделениях или тюрьмах они направлялись на водворение в Якутскую область.

Ссылка в каторжные работы рассматривалась как наиболее суровый вид уголовного наказания. В перечне уголовных наказаний по тяжести она занимала второе место после смертной казни. Ссыльнокаторжные по месту отбывания каторжных работ находились в ведении тюремного начальства, в то время как решение вопросов в отношении ссыльнопоселенцев возлагалось на губернские и областные управления. Общее руководство системой исполнения наказаний в отношении ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев осуществляли Министерство юстиции в лице Главного тюремного управления и Совет по тюремным делам.

Труд ссыльнокаторжных использовался в рудниках, на заводах, фабриках и производстве других работ в Сибири, часть из них размещалась в тюрьмах, приспособленных для содержания этой категории преступников.

Ссыльнокаторжные подразделялись в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и определенных в приговорах сроков наказания на три разряда. К первому разряду относились осужденные к каторжным работам без срока или на сроки свыше двадцати лет; ко второму разряду – осужденные к каторжным работам на сроки т восьми до двадцати лет и к третьему разряду – осужденные к каторжным работам на сроки от четырех до восьми лет.

Что касается исполнения уголовного наказания в отношении ссыльнопоселенцев, то оно могло быть организовано либо приселением их к деревням старожилов в отдаленнейших местах Сибири, либо в новых селениях, создаваемых для этих целей за счет казны.

В начале ХХ века в России с особой остротой встали вопросы правового регулирования порядка и условий исполнения уголовного наказания в отношении подростков, совершивших различного рода преступления. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что на протяжении довольно длительного времени в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. Подростки и взрослые содержались в одних и тех же тюремных заведениях, наравне со взрослыми входили в этапные партии, испытывали при этом неимоверные страдания и лишения.

В результате настойчивой работы благотворительных организаций, государственных органов в лице педагогических коллективов исправительных учреждений и представителей Главного тюремного управления явилось Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних издания 1909 года, подготовленное на основе отдельных уставов конкретных воспитательно-исправительных приютов, включающих в свою систему на первом этапе всего лишь 11 таких заведений.

В качестве учредителей воспитательно-исправительных учреждений, согласно Положению, могли выступать Правительство, земства, города, духовные установления, общественные организации и частные лица.

Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних в качестве основной цели этих учреждений утвердило нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовку их к честной и трудовой жизни, эта цель достигается организацией их религиозно-нравственного, умственного и физического развития на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям, дающим им возможность добывать средства к существованию собственным трудом. Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от десяти до семнадцати лет.

Таким образом, постепенно создавалась правовая основа деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних и в соответствии с ней формировалась и расширялась их сеть. К началу 1917 года в системе Главного тюремного управления функционировали 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспитанников.

Наряду с законами в пенитенциарной сфере деятельность мест заключения регулировалась также ведомственными нормативными актами, в числе которых особого внимания заслуживает Общая тюремная Инструкция, утвержденная министром юстиции, сенатором А. Хвостовым 28 декабря 1915 года. Действие инструкции распространялось на места заключения гражданского ведомства:  а) каторжные тюрьмы; б) исправительные арестантские отделения;  в) тюрьмы прочих наименований – губернские и областные, уездные и окружные, следственные, срочные и пересыльные, Петроградскую одиночную тюрьму, Дом предварительного заключения, Петроградскую женскую тюрьму, Петроградскую временную тюрьму, Московскую исправительную тюрьму; г) полицейские, судебно-полицейские и соединенные аресты Присвиленского края; д) все арестные дома и помещения, в которых содержались арестанты тюремного разряда.

Инструкция определяла общие обязанности службы чинов тюремной стражи, организацию службы тюремных надзирателей, внутренний тюремный распорядок, порядок и условия содержания арестантов, порядок их освобождения из мест заключения.

Тюремная система царской России представляла собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческими структурами. Результатом реформы тюремной системы конца XIX столетия стало образование централизованного тюремного ведомства во главе с Главным тюремным управлением, входящего на первых порах в состав Министерства внутренних дел, а с 1895 года подведомственного Министерству юстиции.

Накануне Февральской революции в России система мест заключения представляла сложный неоднородный организм. Вне мест заключения, подведомственных Главному тюремному управлению, на 1 января 1917 года содержалось 30 550 арестантов, в том числе в арестантских домах, помещениях при полиции, волосных правлениях – 21 550 человек, пересыльных в пути – 5000 человек, несовершеннолетних в исправительно-воспитательных заведениях – 4000 человек. В системе мест заключения Главного тюремного управления на 1 февраля 1917 года тюремное население было представлено следующим образом: подсудимые и подследственные – 51 714 человек, осужденные к срочным видам наказания – 87 492, в их числе: а) к аресту – 1636 человек, б) к тюрьме – 22 604, в) к крепости –176, г) к исправительным арестантским отделениям – 26 737, д) к каторжным работам – 36 337 человек. Кроме того, в местах заключения, подведомственных Главному тюремному управлению, содержались: пересыльные – 8008 человек; лица, содержащиеся по распоряжению административных властей, - 5608; неисправные должники – 192, дети при арестантах – 2120 человек. Среднесуточная численность заключенных в первой четверти 1917 года составляла 94 297 человек, из которых 12 710 были женщины[10].

Придя к власти, Временное правительство намеревалось обеспечить правопреемственность старых и вновь возникающих структур исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, эволюционный путь развития тюремной системы.

В приказе № 1 от 8 марта 1917 года было подчеркнуто, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, "«имевшего несчастие впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств»[11].

В приказе № 2 от 17 марта 1917 года по Главному тюремному управлению указывалось основное направление реформы тюремной системы, определяющим ее содержание, признавались подбор и подготовка кадров, способных решать новые задачи[12].

Временное правительство, осуществляя меры по упорядочению системы наказаний, постановление от 26 апреля 1917 года отменило ссылку на поселение как вид наказания, а также ссылку на поселение после отбытия срока каторжных работ и за бродяжничество, за исключением отдельных местностей, входящих в особый перечень территорий с ограничениями в прописке. В постановлении особо выделяется положение о необходимости развития общественных начал в организации контроля за указанными категориями освобожденных. Как альтернативу постановление допускает административный надзор.

Приступая к осуществлению реформы тюремной системы, Временное правительство проявляет стремление хотя бы внешне отмежеваться от отдельных атрибутов, присущих системе исполнения наказаний в условиях царского режима. В качестве одного из таких шагов является принятие постановления от 26 апреля 1917 года о переименовании Главного тюремного управления в Главное управление по делам мест заключения, а также преобразовании Совета по тюремным делам в Совет по делам мест заключения. При формировании Совета по делам мест заключения вводятся выборные начала. Но сущность системы исполнения наказаний практически не изменилась до октября 1917 года.



[6] Полный свод законов Российской Империи. С.-Пб., 1911. С. 3427-3548.

[7] Таганцев Н.С. Русское уголовное право . Т. 2. С.-Пб., 1902. С. 965.

[8] Таганцев Н.С. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. Статьи, введенные в действие. С.-Пб., 1911.

[9] Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941. С. 72-74.

[10] Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. А.И.Зубкова. М. 1999. С. 50.

[11] Там же. С. 52.

[12] Там же. С. 52.

Предыдущая