Поиск

Реклама

Администратор сайта



Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко
Прокурорский надзор

Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

Предыдущая

Лекция 1. Понятие и содержание прокурорского надзора

1.2. Возникновение и развитие органов прокуратуры

Название прокуратура произошло от латинского слова procure, что означало «забочусь, «обеспечиваю», «предотвращаю».

История возникновения и развития прокуратуры начинается со времен Петрa I. Указом от 2 марта 1711 г. была учреждена фискальная служба. 5 марта 1711 года был учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. впервые в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры и были учреждены должности генерал-прокурора, обер-прокурора при сенате прокуроров.

Генерал-прокурор — это лицо, которое возглавляет деятельность всех прокуроров, являясь связующим звеном между монархом и управлениями, наблюдает за всеми отраслями деятельности государства.

При создании прокуратуры Петр I уже тогда видел одной из задач надзор за соблюдением прав, которые он представлял своим подданным. Эта линия продолжалась и в последующие периоды развития прокуратуры[1].

После смерти Петра I в 1725 году, при его приемниках, в силу ряда исторических причин и условий, связанных с политической борьбой различных кругов, которые приходили к господству, значение прокуратуры упало, и её деятельность практически прекратилась. Однако с воцарением Анны Иоановны, а затем Елизаветы Петровны, прокуратура была восстановлена в пределах установлений Петра I.

Свое дальнейшее развитие прокуратура получила при Екатерине II, которой было необходимо укреплять свою власть и единство государства. Прокуратура стала одним из ведущих государственных органов и предоставлением ей не только надзорных, но и управленческо-административных функций. Но и тогда главной задачей оставался надзор за соблюдением законов и повелений центральной власти. Назначив Генерал-прокурором одного из близких ей людей, Екатерина II в своем указании ему писала, что ему следует «…выслушивать всякого, имея только единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине…»[2]

При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи с чем, на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II. В царствование Николая I, рассматривая вопрос о задачах прокуратуры, в Указе Правительствующему Сенату было указано, что « Губернские прокуроры на основании узаконений, везде смотрят и бдение имеют, Дабы в губерниях ничего противного закону и общей пользе не происходило»[3]

Судебная реформа добавила новые функции прокуратуре. Основной задачей прокуратуры являлось осуществление обвинительной деятельности, которая заключалась в обнаружении преступления, уголовном преследовании виновных, поддержке обвинения в суде. Судебная реформа, определив функцией прокуратуры реализацию обвинительного положения, вместе с тем пришла к тому выводу, что прокуратура должна быть лишена возможности осуществлять надзор, который был основной функцией. Серьезная реформа деятельности прокуратуры началась накануне Первой мировой войны.

После Октябрьской революции 1917 г. в соответствии с марксистской доктриной о сломе государственного буржуазного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законность возлагался на различные органы. Но такое положение не давало положительных результатов.

1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. Во многом принципы подчиненности прокуратуры отличались значительным своеобразием от других органов Советского государства и являлись спорными. В частности, долгое время велись дискуссии о том, должна ли прокуратура подчиняться только вышестоящим прокурорским органам или же она также должна подчиняться местным Советам. Точку в этом вопросе поставила работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности», обосновывающая необходимость и правомерность с точки зрения принципа законности деятельности прокуратуры подчинения прокуратуры исключительно вышестоящим прокурорским органам. III сессия ВЦИК 28 мая 1922 г. приняла положение о прокуратуре.

В дальнейшем прокуратура претерпела множество изменений. Возникали и расформировывались ее структурные подразделения. Изменялся правовой статус. Совершенствовались формы ее деятельности.

Исследование правового статуса прокуратуры в различные периоды времени, в том числе и на современном этапе, приводит к выводу, что российская прокуратура является неотъемлемой частью системы государственной власти.

Законодательно положение прокуратуры закреплено в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», однако это сделано для удобства восприятия и не служит основанием для признания за органами прокуратуры судебной власти. Судебную власть в РФ осуществляет только суд. Нельзя согласиться и с тем, что некоторые авторы не относят прокуратуру и к органам исполнительной власти, которые дают властные распоряжения по отношению к подчиненным им органам. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органами, учреждениями, предприятиями, не подчиняющимися ей. Однако ряд государственных органов исполнительной власти обязаны выполнять указания прокуратуры (следственные органы, органы дознания). Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратура является контролирующим и надзирающим органом исполнительной власти.

Этапы развития прокуратуры:

1) создание прокуратуры с ее фискальными органами (царский);

2) советский;

3) постсоветский, т.е. после создания Российской Федерации.



[1] Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Правоохранительная функция прокуратуры. – СПб., 2000. С. 5-24

[2] Прокуратура Санкт-Петербурга. Исторический очерк. – СПб., 1997. С. 11.

[3] Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры в условиях переходного периода. М., 1998. С. 7.

Предыдущая