В.Т. Батычко
Гражданское право (Часть II) в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
Предыдущая |
7. Поставка товаров для государственных нужд
Договор поставки товаров для государственных нужд используется для удовлетворения государственных нужд, то есть определяемых в установленном законом порядке потребностей Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемых за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Рассматриваемый договор является разновидностью договора купли-продажи и очень сходен с договором поставки.
Договор поставки товаров для государственных нужд регулируется параграфом 4 главы 30 ГК "Поставка товаров для государственных нужд" (статьи 525 - 534), а в субсидиарном порядке к нему применяются нормы:
- законов о поставке товаров для государственных нужд (например, Федерального закона от 13.12.94 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" в ред. Федерального закона от 24.0.2007 г. № 222-ФЗ);
- параграфа 2 главы 30 "Розничная купля-продажа".
Особенности договора поставки товаров для государственных нужд:
- покупателем по договору выступает государственный заказчик, определяемый Правительством РФ (федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение), или непосредственный получатель товаров, прикрепленный к поставщику государственным заказчиком;
- поставка товаров может осуществляться как на основе договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного между поставщиком и получателем товаров во исполнение государственного контракта, так и непосредственно - на основе самого государственного контракта;
- заключение государственного контракта государственных заказов путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов и аукционов (см. Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд");
- государственный заказчик может передать право на заключение государственного контракта другим лицом в порядке, установленном законом;
- закон определяет круг юридических лиц - поставщиков, для которых принятие государственного заказа и заключение государственного контракта обязательно (казенные предприятия, предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке);
- в случае заключения государственного контракта в обязательном порядке государственный заказчик обязуется возместить все убытки, которые могут быть причинены исполнением государственного контракта (за исключением убытков, понесенных казенными предприятиями);
- покупатель вправе полностью или частично отказаться от принятия товаров, указанных в извещении о прикреплении, выданном государственным заказчиком. При этом поставщик вправе требовать от государственного заказчика прикрепления к другому покупателю;
- закон устанавливает порядок и сроки заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд;
- обязанности по разработке государственного контракта лежат на государственном заказчике;
- по общему правилу оплачивает товары, поставленные на основе государственного контракта, государственный заказчик, а товары, поставленные на основе договора поставки товаров для государственных нужд, - их непосредственный получатель как сторона договора;
- законом установлена неустойка для поставщика, допустившего недопоставку в размере 50% от стоимости недопоставленных товаров, которая носит штрафной характер (при этом непоставленными считаются и товары, не соответствующие требованиям о качестве);
- различными нормативными актами устанавливается размер и характер ответственности государственного заказчика за просрочку оплаты поставленных товаров.
Предыдущая |