В.Т. Батычко
Гражданское право (Часть IV)

Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

Предыдущая

Тема 14. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности за рубежом

Обратимся сначала к законодательству наших соседей по СНГ, гражданские кодексы которых содержат самостоятельные разделы или главы, посвященные интеллектуальной собственности.

Гражданские кодексы ряда государств (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана) в той или иной степени ориентированы на раздел V модели Рекомендательного законодательного акта для СНГ. Гражданский кодекс Украины построен по иному принципу: после книги третьей («Право собственности и другие вещные права») следует книга четвертая («Право интеллектуальной собственности»), содержащая 12 кратких глав (83 статьи) по различным объектам интеллектуальной собственности, включая научные открытия и рационализаторские предложения.

Гражданский кодекс Туркменистана содержит часть четвертую, в которой закреплены только нормы авторского права и смежных прав, заменяющие собой специальный закон в указанной сфере.

В раздел V («Интеллектуальная собственность») Гражданского кодекса Таджикистана включены только общие положения об интеллектуальной собственности (13 статей).

Общим для законодательств всех вышеуказанных государств является то, что наряду с нормами об интеллектуальной собственности в гражданских кодексах существуют специальные законы в указанной сфере (кроме законодательства Туркменистана, где нет специального закона об авторском праве и смежных правах).

В гражданских кодексах стран дальнего зарубежья развернутые нормы об интеллектуальной собственности встречаются довольно редко.

Можно отметить Гражданский кодекс Нидерландов от 31 мая 1843 г. в редакции 1995 г., содержащий нормы о наименованиях мест происхождения товаров, географических указаниях и об охране нераскрытой информации.

Более детальное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности предусмотрено в Гражданском кодексе Италии от 13 марта 1942 г. в редакции 2000 г.: 32 статьи, посвященные общим вопросам фирменных наименований, товарных знаков, авторского права, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

В этих государствах наряду с общими нормами по интеллектуальной собственности в гражданских кодексах приняты специальные законы в указанной сфере правового регулирования.

Следует особо отметить, что определяющей тенденцией в мире в области систематизации норм об интеллектуальной собственности является инкорпорация норм об интеллектуальной собственности, т.е. сосредоточение таких норм в единых нормативных правовых актах, преимущественно в кодексах об интеллектуальной (промышленной) собственности, либо в иных комплексных нормативных правовых актах.

Среди наиболее известных нормативных правовых актов указанного типа можно назвать следующие: Кодекс промышленной собственности Португалии 1940 г.; Кодекс промышленной собственности Бразилии 1971 г.; Кодекс интеллектуальной собственности Шри-Ланки 1979 г.; Кодекс интеллектуальной собственности Франции 1992 г.; Кодекс интеллектуальной собственности Филиппин 1997 г. (при этом в этой стране действует Гражданский кодекс 1949 г., девять статей которого посвящены правовой охране товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, географических указаний, а также нераскрытой информации); Декрет-Закон Кубы № 68 1983 г. «Об изобретениях, научных открытиях, промышленных образцах, товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров» (кроме указанных в названии объектов под действие Декрета-Закона подпадают фирменные наименования, вывески, торговые девизы, указания происхождения).

В отдельных случаях комплексные нормативные правовые акты принимаются в рамках международных договоров. Так, Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности 1977 г. имеет десять приложений, относящихся к различным объектам интеллектуальной собственности, которые непосредственно действуют в 15 государствах - участниках указанного Соглашения, замещая собой национальные законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Предыдущая

Поиск

Реклама