Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
Конспект лекций по Гражданскому процессуальному праву

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.

Предыдущая

ЛЕКЦИЯ 22: Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

22.2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в соответствии со ст. 251 ГПК РФ принадлежит гражданам, организациям, а также прокурору в пределах его компетенции, если считают, что данным актом нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

Кроме того, специальными субъектами, которым предоставлено право обращения в суд с подобным заявлением, являются Президент РФ и Правительство РФ, законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления и глава муниципального образования, считающие, что данным правовым актом нарушена их компетенция.

Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

Родовая подсудность определяет рассмотрение данных дел районными судами, за исключением оспаривания тех нормативных актов, подсудность которых отнесена к полномочиям суда субъекта РФ или Верховного Суда РФ.

Территориально данные дела рассматриваются по месту нахождения органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодателем к форме и содержанию искового заявления, и включать к тому же дополнительно данные о наименовании органа или должностного лица, принявшего оспариваемый акт, его название и дату принятия, указание на то, какие права и свободы нарушены.

К заявлению должна быть приложена копия оспариваемого нормативного правового акта, с указанием на то, когда и каким органом он был опубликован.

Подача заявления не приостанавливает действие нормативного акта. Заявление рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и прокурора.

Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Необязательно также для суда и признание требования органом или лицом, принявшим акт.

Суд, рассмотрев дело по существу, выносит решение либо об отказе в удовлетворении соответствующего заявления, либо о признании нормативного акта или его части недействующим со дня принятия этого акта или времени, указанного судом.

Решение суда или сообщение о его принятии после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК РФ).

Исключение составляют дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК РФ), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК РФ).

Исходя из этого, в принятии заявления от организации или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отказано по мотиву подведомственности дела арбитражному суду только в том случае, когда в федеральном законе имеется специальная норма, согласно которой дела об оспаривании данного нормативного правового акта отнесены к компетенции арбитражных судов. В этом случае в определении об отказе в принятии заявления судья должен указать такой закон.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В соответствии с ч. 5 ст. 251 ГПК РФ в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, в частности, какие права и свободы гражданина нарушаются этим актом или его частью.

Это требование в равной мере распространяется и на заявления организаций; в них также должно быть указано, какие права организации нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом или его частью.

По общему правилу граждане и организации в силу ст. 3, 4 ГПК РФ вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (исключение составляют случаи, когда граждане или организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц).

Исходя из этого, заявления граждан и организаций, оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагивающие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием (например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей), не должны приниматься к производству судов. В принятии таких заявлений, как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, следует отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 334 ГПК РФ, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы или законные интересы заявителя.

Лица, перечисленные в ч. 2 ст. 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовом актом нарушена их компетенция.

Под нарушением компетенции перечисленных в ч. 2 ст. 251 ГПК РФ лиц следует понимать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в со­ответствии с законом должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами.

Исходя из требований ст. 251 ГПК РФ, в заявлении лиц, перечисленных в ч. 2 этой статьи, должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение их компетенции оспариваемым нормативным правовым актом. В силу ст. 133 Конституции одной из гарантий органов местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по основаниям нарушения их компетенции (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ), но также и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом других прав местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени.

Время, с которого нормативный правовой акт признается недействующим, должно быть указано в резолютивной части решения.

В случае признания нормативного правового акта недействующим не со дня его принятия, а с иного времени (например, со дня вступления решения в законную силу), это должно быть обосновано в мотивировочной части решения.

Предыдущая