Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

 

1. Понятие земельного права и его место в системе права России

Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является особым объектом экономического оборота и правовых отношений в силу своих природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества. В процессе исторического развития претерпевали изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование земельных правоотношений.

Землепользование – самая ранняя историческая форма обладания землёй для производственных целей без обособления права на неё кого-либо из пользователей. Землевладение как форма частной собственности стало складываться в результате развития производительных сил, изменения экономических отношений и с расслоением общества на тех, кто монопольно владел землёй, и тех, у кого её не было.

Земля является важнейшим, компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается её невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведёт к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счёту могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы непереносимы и невозобновимы.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой предмет и метод правового регулирования.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что предметом земельного права являются две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Как и другие отрасли, Земельное право имеет свой особый (специфический) метод правового регулирования земельных отношений[1].

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землёй (ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправия сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по её использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и её субъектов. При этом земельное законодательство выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамической взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. ст. 9и 72, большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми признаётся самостоятельное значение, состоит в том, что они регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обуславливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

Особое взаимодействие существует между гражданским и земельным правом. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Рассматривая проблему взаимодействия земельного и гражданского права не следует, однако, преувеличивать специфичность и самостоятельность земельных отношений. Например Б.В. Ерофеев предлагал называть сделки с земельными участками «земельно-правовыми»[2].

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).



[1] См. подробнее об этом: Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник. – М., 2002. С. 11-13; Сырых Е.В. Земельное право: Учебник. – М., 2004. С. 6-9.

[2] Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. – М., 1999. С. 210.