Поиск

Реклама

Администратор сайта



В.Т. Батычко
Предпринимательское право

Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

Предыдущая

Тема 17. Правовые основы рекламной деятельности

17.2. Общие и специальные требования, предъявляемы к рекламе

Общие требования, предъявляемые к рекламе, перечислены в ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Так, реклама не должна:

-  побуждать к совершению противоправных действий;

-  призывать к насилию и жестокости;

-  иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

-  формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

В рекламе не допускаются:

-  использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

-  указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

-  демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

-  использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

-  указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

-  указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

-  использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Не допускается также реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Федеральный закон «О рекламе» предусматривает также следующие требования к рекламе:

-  в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте;

-  в рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам;

-  в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции не допускаются использование и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами;

-  не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях;

-  при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ.

В ст. 6 Федерального закона «О рекламе» впервые предусмотрены также специальные меры, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

-  дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

-  побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

-  создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

-  создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

-  формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

-  показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

-  преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

-  формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Кроме этого Закон «О рекламе» содержит перечень товаров, реклама которых запрещена. Так, не допускается реклама:

-  товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

-  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

-  взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

-  органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

-  товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

-  товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

-  товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Предыдущая